is this a fact or is it just your opinion? (2015)


is this a fact or is it just your opinion? / это факт или всего лишь ваше мнение? (2015)

On 15 and 16 October 2015, the exhibition of surround sound installation «is this a fact or is it just your opinion?», that have been specifically prepared for Surround Electroacoustic Laboratory (SEAL), took place at Sound Museum, St. Petersburg. Audience could walk around in a dark room, crossing several laser beams, thereby triggering audio samples via a 4-channel surround sound system. At each point of the room the sound was different and the dramaturgy was built around this effect. The subject of interest to authors was interaction of electronic sounds with field recordings. Are the events, that occur randomly in the overall sound, inscribed into the context or do they only create an additional layer of perception? For the audience as well as for the artists it was the key question while they were listening to the generated sounds.

В нашем мире, как в древности, так и сейчас, редко можно найти что-то одобряемое и принимаемое всеми без исключения. Часто сталкиваются различные мнения и суждения, возникают споры и даже ругань вокруг, казалось бы, незначительных мелочей. Всё это мы можем найти и в арт-мире, а художники и зрители зачастую оказываются по разные стороны баррикад.

Звуковая инсталляция Ильи Белорукова и Сергея Костырко «это факт или всего лишь ваше мнение?» создана в 2015-м году для Лаборатории Пространственной Электроакустики SEAL, находящейся в Музее звука. Художники «делят» пространство (будь то комната, пролёт лестницы или зал музея) при помощи лазеров, выстраивая геометрию посредством простейших линий и фигур; постоянно звучит 4-канальная полевая запись, сливающаяся со звуками пространства экспозиции. При пересечении зрителем одного из лучей лазера срабатывает триггер, и мы слышим тот или иной сэмпл, стохастически выбираемый электроникой и вплетающийся в общую звуковую канву. Один из ключевых моментов в этой своеобразной игре в том, что триггер иногда намеренно не посылает нужный сигнал, в то время как зритель ждёт отклика. Было это случайностью? Случился ли вообще какой-то звук, ведь все сэмплы звучат внутри общего саунда? Если случился, то кто его заметил? А если не случился, то кто это распознал?

В то же время, в каждой отдельной точке пространства звук различен и восприятие одних и тех же звуков может быть совершенно иным. Являются ли события, случайным образом возникающие в общем звуке, вписанными в контекст или же они лишь создают дополнительный слой восприятия? Восприятие звуков слушателем, как и самими авторами, - это один из главных вопросов, поднимаемых в этой работе.

15-16 October 2015 // SEAL at Museum of Sound, Saint-Petersburg / Музей Звука, Санкт-Петербург
3 September 2016 // Unreal Fest at Ferma Benua, Saint-Petersburg / Ферма Бенуа, Санкт-Петербург
9-11 September 2016 //Aposition XII Fest at Rumyantsev Mansion, Saint-Petersburg / Особняк Румянцева, Санкт-Петербург